Вторник, 16.07.2024, 15:36 | |
![]() |
|
Главная ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Пальчиковые игры как средство развития речи детей-дошкольников в контексте программы «Детский сад-дом радости»
Еще в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. «Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.». Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. По мнению доктора медицинских наук, профессора М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие пальцев рук соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет впределах нормы: если же развитие движения пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Следовательно, развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. В этом контексте особое значение приобретают пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой:
Однако, игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Работа по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» предполагает постоянное позитивное взаимодействие педагога с каждым отдельным ребенком, с микрогруппой и со всем коллективом детей в целом. Поэтому пальчиковые игры активно используются не только для развития речи, но и для поддержания благоприятного эмоционального фона, переключения внимания с одного вида деятельности на другой, а так же для подготовки к следующим занятиям. Дети, с удовольствием вовлекаются в хорошо известные пальчиковые игры (которые разучиваются начиная со второй младшей группы, и в процессе обучения дополняются новыми), овладевая и усовершенствуя движения мелкой моторики рук. Таким образом, к подготовительной группе они способны сами организовывать – зазывать друзей для пальчиковых игр, выбирать и вести их без помощи и подсказки педагога. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Воспитатель группы № 14 Теш О.А. | |
| |
Просмотров: 838 | |
Всего комментариев: 0 | |