Понедельник, 25.11.2024, 18:31 | |
Главная Сведения об образовательной организации Гостевая книга Обратная связь Карта сайта Мобильная версия |
Консультация для родителей
Рука изучает мир вещей
Табличку « Руками не трогать» часто можно встретить в музеях на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости –твердости, гладкости- шероховатости, теплое прохладное, сухости- влажности и о многом другом. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки – органе чувственного познания. В детстве движения доставляют, кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем меньше ребенок, тем сильнее его желания двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает, какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука обследует предметы? В специальной литературе принято выделять пять основных движений:
Действие ощупывания, рассматривание, выслушивание называются ПЕРЦЕПТИВНЫМИ 1.Прикосновение взрослые используют чаще, постепенно приучают к этому детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуры (горячий, холодный, теплый), влажности и т.д. 2. Постукивание (удары одним или несколькими пальцами) дает возможность взрослым получит информацию о свойствах материалов. Например, если постучать по стеклу, фарфору, хрусталю, дереву, металлу, картону или пластмассе, то по характерным звукам можно распознать материал даже с закрытыми глазами. Детей учат постукивать пальцами во время игры на музыкальных инструментах – постукивать музыкальными молоточками, палочками по металлофону. 3. Взятие в руки начинает формироваться с хватания. Когда ребенок научится, не хватать, а брать в руки, то обнаруживает многие интересные свойства предметов вес, особенности поверхности, формы и т.д. 4. Надавливание дает возможность определить, мягкий или твердый предмет, из какого материла сделан. Малышам надавливание доставляет удовольствие, если оно еще и вызывает звучание. По принципу извлечения звука путем надавливания устроены многие детские игрушки – пищалки, клавишные инструменты… Сила надавливания определяет характер звука - это дети устанавливают опытным путем. 5. Ощупывание (обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми мнущими движениями). При ощупывании используются движения с учетом величины предмета его особенностей. Мелкие, сыпучие предметы (например, зерно, крупа, соль) ребенка учат ощупывать прикосновениями ладоней или двумя пальцами. Большим, указательным и средним пальцем учат ощупывать детали мозаики , пуговицы, бусины, монеты. Крупные предметы (игрушки, плоды и т.д.) Дети захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, то переходят к двуручному ощупыванию и осязанию: одной рукой держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют. Ощупыванием поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость – шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь можно определить, какая бумага: газетная, пергаментная… Ощупывание может сопровождаться звучанием, например, бумага хрустит, если сухая. Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. На основе « обследовательских» движений рук создано много известных игр: « угадай на ощупь», « из чего предмет?», « Что звучало?», « найди такой же», «чудесный мешочек», и др. Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытается определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а так же выяснить степень соответствия возрастным нормам, требования и « стандартным», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Воспитатель гр№2 Трегуб Марина Алексеевна | |
| |
Просмотров: 473 | |
Всего комментариев: 0 | |