РАЗДЕЛ 2
Проблемный анализ. Перспективы развития
2.1. Анализ образовательного процесса
В настоящее время хорошо известно, что смена парадигмы общественного развития и выход Российского образования на мировой уровень диктуют поиск нового современного подхода к системе образования в целом. В частности и в системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ расширяет возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому). Утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, от 17.10.2013г. №1155 (далее ФГОС ДОУ), влечет за собой серьезную корректировку не только нормативно правовой базы, но и организации, содержания работы ДОУ. Происходящие изменения в системе дошкольного образования позволяет педагогическому коллективу самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск, освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что основная программа МАДОУ № 232 «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой является данной инновационной системой перевода ДОУ в режим поиска и развития. Возникает вопрос, насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов и определяет актуальность проблем в развитии ДОУ.
Деятельность нашего детского сада направлена на обеспечение функционирования всех компонентов педагогического процесса: воспитания, обучение, самовоспитание, самообразование, развитие. Воспитание обеспечивает: самоутверждение, познание, общение, игру. Обучение рассматривается как необходимый путь присвоения социокультурного опыта предков. Самовоспитание и саморазвитие осуществляется через организацию предметно-развивающей среды ДОУ, для возможности самоорганизации любого вида деятельности дошкольника. Данная программа обеспечивает целостный комплексный интегративный подход к воспитанию дошкольника, как неповторимой индивидуальности. Современные требования ФГОС определяют, основание МОДЕЛИ психолого-педагогической системы как целостный образовательный процесс, объединяющий обучение и воспитания детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Целостный педагогический процесс основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности — в основу положено отношение к дошкольному детству как к самоценному периоду в развитии человека. Признание каждого ребенка, как высшей социальной ценности общества, формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, потребности и необходимости учиться, поиску им своего предназначения и открытию разнообразных средств его реализации;
- принцип, тесной взаимосвязи, национального и общечеловеческого в воспитании ребенка. Обращение педагогов к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, приобщение к общечеловеческой культуре.
- принцип интегративного подхода, к построению содержания образования дошкольников, рассматривается как интеграционные процессы прорисовывающие горизонты детского развития. Взаимное «пронизывание» разных видов предметности, в разных видах детской деятельности.
- принцип гармонии трех начал в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального;
- принцип развития психики в деятельности и общении, предусматривает понимание воспитателем, что деятельность это системно-структурное образование. Темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности;
- принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания требует учета возрастных и интеллектуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого - дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого;
- принцип сотрудничества семьи и детского сада, где педагогическая деятельность строится по законам содружества.
Выделенные принципы не могут распределяться в порядке очередности, каждый из них и все они вместе – своего рода фундамент программы «Детский сад – Дом радости» и программы развития МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида» на 2014 – 2019 годы.
МОДЕЛЬ воспитательно-образовательной деятельности включает в себя: индивидуальное обучение (занятие) – планомерная работа с каждым ребенком по программе – ведущая форма образовательной работы. Специально организованные, фронтальные занятия – участвуют все дети, когда большинство из них овладеют программным компонентом на уровне самостоятельности. Данная форма организации детской деятельности дает возможность дошкольникам самоутвердиться, а педагогам диагностировать уровень овладения содержанием программы. Свободная, самостоятельная деятельность детей, в которой они применяют ранее полученные знания (ЭТАП ТВОРЧЕСТВА), что в свою очередь способствует позитивной социализации и развитию всесторонне развитой культурной личности дошкольника.
Актуальное состояние:
Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников, мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы и развития их интегративных качеств.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА 2013 – 2014г.г.
№ гр. |
Образовательного процесса |
Уровень развития интегративных качеств |
Примечание |
1 |
3.9 (сент.) 4.6(май) Увеличение на 0,7 б. |
4 (сент.) 4.7 (май) Увеличение на 0,7 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
2 |
4.1 (сент.) 4.5 (май) Увеличение на 0,4 б. |
4.1 (сент.) 4.4(май) Увеличение на 0,3 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
3 |
4.4 (сент.) 4.7 (май) Увеличение на 0,3 б. |
4.4 (сент.) 4.9(май) Увеличение на 0,5 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
4 |
3.9 (сент.) 4.07(май) Увеличение на 0,2 б. |
4 (сент.) 4,1 (май) Увеличение на 0,1 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
5 |
4 (сент.) 4.5 (май) Увеличение на 0,5 б. |
3.9 (сент.) 4.6 (май) Увеличение на 0,7 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
6 |
4 (сент.) 4.6 (май) Увеличение на 0,6 б. |
4 (сент.) 4.7 (май) Увеличение на 0,7 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
7 |
4.4 (сент.) 4.6 (май) Увеличение на 0,2 б. |
4.4 (сент.) 4.6 (май) Увеличение на 0,2 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
8 |
3.9 (сент.) 4.4 (май) Увеличение на 0,5 б. |
3.9 (сент.) 4.5 (май) Увеличение на 0,6 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
9 |
3.4 (сент.) 4 (май) Увеличение на 0,6 б. |
3.4 (сент.) 4.3 (май) Увеличение на 0,9 б. |
Положительная динамика развития личности ребенка.Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания.(специфика логопед. гр.) |
10 |
4.1 (сент.) 4.7 (май) Увеличение на 0,6 б. |
3.8 (сент.) 4.8 (май) Увеличение на 1 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
11 |
3.9 (сент.) 4.5 (май) Увеличение на 0,6 б. |
3.8 (сент.) 4.6 (май) Увеличение на 0,8 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
12 |
4.3 (сент.) 4.6(май) Увеличение на 0,3 б. |
4.6 (сент.) 4.8 (май) Увеличение на 0,2 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка. Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
13 |
3.5 (сент.) 4.4 (май) Увеличение на 0,9 б. |
4 (сент.) 4.6 (май) Увеличение на 0,6 б. |
Положительная динамика развития личности ребенка.Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
14 |
|
4.3 (сент.) 4.4 (май) Увеличение на 0,1 б. |
Нормативный вариант развития личности ребенка.Дети выполняют самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания. |
Результаты мониторинга за 2013 - 2014г.г. выявили следующее: средний бал развития интегративных качеств 4.6, уровень усвоения программы 4.5, что в свою очередь доказывает положительную динамику развития личности дошкольника, и высокий уровень освоения программы.
В детском саду функционируют 14 групп с 12 часовым пребыванием. Дошкольное учреждение на момент составления программы было укомплектовано детьми на 100%.
Дошкольное образовательное учреждение реализует отечественную педагогическую систему, ведет образовательную политику в соответствии с законодательными и нормативными актами: Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”. Образовательный процесс регламентируется основной общеобразовательной программой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 232 «Детский сад комбинированного вида», разработанной участниками творческой группы детского сада и утвержденной на педсовете. В содержание основной общеобразовательной программы МАДОУ № 232 ежегодно вносятся необходимые коррективы.
Образовательная деятельность строится в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ № 232. Выбор, данных программ, обусловлен уровнем профессиональной подготовленности педагогических кадров, состоянием предметно-развивающей среды и образовательного процесса в ДОУ.
Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: физкультурное, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса.
По анализу итогового мониторинга наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по направлениям: физическое развитие и здоровье, овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, трудовая деятельность, экологическое воспитание дошкольников. Вместе с тем, мониторинг показал и довольно низкие результаты по направлениям: социализация, музыка, художественное творчество, область познания.
По итогам анкетирования 2013-2014 учебного года получены следующие данные: 95% родителей считают, что получают достаточно информации о целях и задачах воспитания ребенка, режиме работы ДОУ; 94% довольны системой мероприятий по адаптации детей к детскому саду.
Практически все родители (95%) имеют возможность обсудить с воспитателями различные вопросы и проблемы, касающиеся пребывания ребенка в ДОУ; 87% респондентов отметили, что сами сотрудники проявляют интерес «насколько родителей удовлетворяет работа ДОУ. Не довольны уходом, воспитанием и обучением детей в детском саду 1% родителей, 1% затруднились ответить.
На вопрос «Чувствуете ли Вы, что сотрудники ДОУ доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку? » 96% (94% в прошлом году) ответили утвердительно, 4% респондентов затруднились с ответом.
Были проанализированы итоги анкетирования родителей за 3 года:
|
2011-2012 уч. год |
2012-2013 уч. год |
2013-2014 уч. год |
Количество (в %), принявших частие в анкетировании |
93 % |
96 % |
96 % |
Удовлетворены Полностью |
95 % |
97 % |
98 % |
Удовлетворены с пожеланиями |
4 % |
2 % |
- |
Не удовлетворены |
1 % |
1 % |
1 % |
Следует отметить, что незначительно (на 1%) вырос процент родителей удовлетворенных работой ДОУ. Родители стали более активны: на 1% больше приняли участие в анкетировании, по сравнению с прошлым годом, данная тенденция наблюдается на протяжении последних двух лет. Важен факт, что многие родители в анкетах отмечают необходимость совместных мероприятий ДОУ и семьи, что говорит о готовности к сотрудничеству и взаимодействию, без которого сложно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Анализ потребности родителей в платных образовательных услугах выявил следующее: качество образовательных услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет как воспитанников так и их родителей. Большинство родителей (98%) положительно оценивают качество предоставляемых воспитательно-образовательных услуг и просят расширить услуги по дополнительному образованию в ДОУ именно в плане социализации и развития творческих способностей детей.
МАДОУ № 232 на договорной основе взаимодействует с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта:
- МБУК «Детский центр досуга»;
- ГУК «Кемеровский областной музей изобразительных искусств»;
- Индивидуальный предприниматель Щеклеина Е.В. «Театр»;
- Индивидуальный предприниматель Подзоровой З.И. театр «Люди и куклы»;
- Индивидуальный предприниматель Жилкова Т.А. цирк «Арлекино»;
- ГАУК Кемеровской области театр кукол имени Аркадия Гайдара;
- МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система»;
- Индивидуальный предприниматель Савина Т.П. инструментальный квартет «Щелкунчик».
Существующая система взаимодействия с социумом требует совершенствования. Несмотря что у детского сада заключены договора о сотрудничестве с данными учреждениями и индивидуальными предпринимателями работа ведется бессистемно, нет четкого плана преемственности, обеспечивающего достижение высокого уровня воспитательно - образовательных услуг ДОУ. Таким образом, нами выявлена проблема, отсутствия планирования работы по взаимодействию с общественными организациям. Перспективное планирование данной работы позволит обновить содержания образования в детском саду и расширить спектр дополнительных услуг ДОУ. Соответственно возникает проблема, с финансово-экономической и нормативно-правовой, обеспеченностью данного вопроса.
Проблемное поле:
Квалификационный состав педагогов: высшая кв. категория -30%, первая кв. категория -53%, вторая кв. категория -3%, соответствие занимаемой должности – 3%, без категории -11%.
Уровень квалификации 89% педагогического персонала учреждения позволяет качественно спланировать и организовать образовательный процесс, в свою очередь 11% без категории не позволяют получить максимально возможные образовательные результаты. Данное противоречие выявило потребность, в повышении квалификации педагогов, способных реализовать задачи современного дошкольного образования.
В дошкольном учреждении разработана основная общеобразовательная программа, которая нуждается в корректировке, в связи с новыми требованиями ФГОС. Привести в соответствие с современными требованиями необходимо следующее:
- организовать дополнительные образовательные услуги;
- устранить противоречие между потребностями родителей и возможностями ДОУ в плане предоставления различного уровня услуг по воспитанию, образованию, социализации дошкольников;
- повысить уровень квалификации персонала ДОУ.
Перспективы развития помогут:
- выявить и разрешить педагогические, социальные противоречия;
- поднять статус профессии воспитателя. Создать основы становления у каждого специалиста творческого стиля педагогического мастерства;
- приобрести в лице взрослых достойный пример социализации и партнера во всех видах деятельности;
- качественно изменить методическую работу в ДОУ.
Возможные риски:
Может произойти снижение потребности в новых формах дошкольного образования и в дополнительных платных образовательных услугах из-за нестабильной экономической ситуации в стране, так же велика вероятность ухода, высококвалифицированных специалистов, из-за низкой оплаты труда. Расширение сети учреждений дополнительного образования дошкольников может спровоцировать отток потребителей дополнительных образовательных услуг в специализированные учреждения.
2.2. Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ
В организации педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. Процесс формирования здорового образа жизни воспитанника «Детского сада – Дома радости» представлен на основе взаимопроникновения гигиенического, физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания и общего психического развития, в контексте планомерной согласованной деятельности семьи, воспитательно-образовательных, медицинских, хозяйственных и других служб учреждения в интересах охраны и укрепления здоровья каждого ребенка как неповторимой индивидуальности. Данная программа отвечает новым требованиям ФГОС, но к сожалению не реализуется в достаточной мере из-за ряда причин (малоквалифицированные кадры, недостаток в организации методической помощи воспитателям, материально-технической базы). Педагоги детского сада ежегодно, при построении образовательного процесса, берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора.
Посещаемость детей:
2011-2012 г.г. 2012-2013 г.г. 2013-2014 г.г.
82% 84% 72%
Вывод: Показатель посещаемости детей снизился на 12%.
Количество пропусков по болезни одним ребенком:
2011 – 2012 г.г. |
12,3 |
2012 - 2013 г.г. |
12,6 |
2013 - 2014 г.г. |
9,0 |
Вывод: Показатель количества пропусков дней по болезни одним ребенком за последний отчетный период значительно снизился (3,6 ед.).
Число пропусков (дней) по болезни:
2011-2012 г.г. 2012-2013 г.г. 2013-2014 г.г.
4410 4199 3404
Вывод: Число дней, пропущенных детьми по болезни, значительно снизилось – на 795 дней по сравнению с прошлым годом. И данная тенденция сохраняется, в течение последних трех лет.
Количество детей с хроническими заболеваниями:
2011-2012 г. 2012-2013 г. 2013-2014 г.г.
121 134 238
Вывод: Количество детей, имеющих хронические заболевания, с каждым годом растет - на 104 ребенка (по сравнению с прошлым годом).
Показатель заболеваемости:
2011-2012 г. 2012-2013 г. 2013-2014 г.г.
810 1812 1011
Вывод: Показатель заболеваемости с каждым годом снижается: если в позапрошлом году только на 9 случаев заболевания, то в прошедшем - на 104 случая.