3.3. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения
Стратегия определяет этапы реализации приоритетных направлений программы, ориентированных на развитие детского сада. Стратегия развития МАДОУ № 232 рассчитана на период до 2019 года. Эти направления определены следующими проектами: « Детский сад + Семья», « Юный патриот России», « Литературная гостиная», «Творческая мастерская», «ДОБРЫЕ РУКИ».
Все проекты взаимосвязаны между собой и подчинены генеральной цели программы развития дошкольного учреждения: создание в детском саду условий для формирования всесторонне развитой личности каждого ребенка готового к позитивной социализации.
Современные требования ФГОС определяют основание психолого-педагогической системы как целостный образовательный процесс, объединяющий обучение и воспитания детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Стратегия развития педагогического процесса основывается на, принципе гуманистической направленности деятельности ДОУ, в основу которого положено отношение к дошкольному детству как к самоценному периоду в развитии человека.
Признание каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, потребности и необходимости учиться, поиску им своего жизненного предназначения и открытию разнообразных средств его реализации.
Основные задачи программы:
1. Создать психолого - педагогическую систему воспитания и развития каждого воспитанника ДОУ, как неповторимой индивидуальности способной к обучению в школе через внедрение: разработанных в программе инновационных моделей педагога, воспитанника, будущего дошкольного образовательного учреждения и реализацию программы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости», создание единой управленческой команды.
2. Формировать общую культуру личности детей, в т.ч ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребенка, предпосылок к учебной деятельности (проекты:
« Юный патриот России», « Литературная гостиная», «Творческая мастерская»).
3. Создать предметно-пространственную образовательную среду детского сада, обеспечивающую самореализацию ребёнка в разных видах деятельности (проект «ДОБРЫЕ РУКИ»).
4. Включить дошкольника в систему социальных отношений, для приобщения детей к культуре, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (социальные проекты с учреждениями культуры, здоровья, спорта, образования).
5. Организовать взаимодействие ДОУ с семьей (проект « Детский сад + Семья»).
Достижение стратегической и тактических целей, решение поставленных задач обеспечивается за счет планомерного осуществления программных мероприятий в рамках реализации следующих проектов:
« Целостная психолого - педагогическая система воспитания и развития каждого воспитанника ДОУ, как неповторимой индивидуальности способной к обучению в школе»
Внедрение в образовательный процесс разработанных в программе инновационных моделей педагога, воспитанника, будущего дошкольного образовательного учреждения.
Реализацию программы Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости», создание единой управленческой команды.
«Юный патриот России»
Признание каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, потребности и необходимости учиться, поиску им своего жизненного предназначения и открытию разнообразных средств его реализации.
« Литературная гостиная»
Приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, радостной потребности и необходимости учиться (у педагога, самостоятельно - через книгу, компьютер и другие средства познания). Обеспечение речевого развития дошкольников.
«Творческая мастерская»
Создание благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольников, а также для становления индивидуального стиля его деятельности и саморазвития им своего таланта. Поддержка экспериментально – поисковой деятельности всех участников воспитательно – образовательного процесса. Возможность, через создания детских спектаклей, приобретения опыта положительной социализации.
«ДОБРЫЕ РУКИ»
Расширение социальных связей и социального партнерства ДОУ. Поиск источников дополнительного финансирования, разработка стратегий по привлечению спонсорских средств. Увеличение доли внебюджетных поступлений в общем объеме финансирования дошкольного учреждения для организации предметно – развивающей среды в группах, холлах, рекреациях, прогулочных площадках в соответствии с требованиями ФГОС которые диктуют нам обеспечить возможность самореализации ребенка в разных видах деятельности. Данный проект может обеспечить реализацию творческих и социальных проектов.
Концепция развития материальной базы в рамках проекта «ДОБРЫЕ РУКИ»:
- приобретение напольного конструктора;
- замена ростовой мебели;
- замена мягкого инвентаря;
- ремонт бассейна;
- приобретение мультимидийного и компьютерного оборудования;
- оснащение методического кабинета;
- оборудование спортивной площадки;
- организация экспериментальной площадки «Наш сад и огород» для решения программных задач;
- замена окон в группах ДОУ;
- капитальный ремонт музыкального зала;
- установка и подключение водонагревателей в группах;
- повышение квалификации педагогов ДОУ;
- оздоровлениеи (оснащение комнат сенсорной и психологической разгрузки), питание детей.
Этапы реализации программы
Система мероприятий |
2014 – 2015 г.г. |
2015 – 2017 г.г. |
2017 – 2019 г.г. |
Организационно-подготовительный этап |
Коррекционно-развивающий этап |
Аналитическо-информационный этап |
|
|
Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых и диагностических материалов. |
Цель: Развитие образовательного учреждения в логике перспективной модели. Оптимизация функционирования детского сада, как системы. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития. |
Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений при реализации перспективной модели учреждения. Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы. Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов в деятельность. |
«Целостная психолого - педагогическая система воспитания и развития каждого воспитанника ДОУ, как неповторимой индивидуальности способной к обучению в школе»
|
1. Внедрение в образовательный процесс разработанные инновационные модели (педагога, воспитанника, новой системы дошкольного образования). 2.Реализация программы Крыловой Н.М. «Детский сад – Дом радости». 3.Создание единой управленческой команды. 4. Разработка мониторинга качества образовательных услуг в ДОУ. 5.Совершенствование основной общеобразовательной программы МАДОУ №232. 6. Мониторинг потребностей социума в дополнительных образовательных услугах. 6. Повышение профессионального уровня сотрудников ДОУ. |
1. Реализация проекта направленного на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. 2. Реализация совместной работы психолого – педагогической системы воспитания, развития детей и новой системы управления ДОУ, внесение необходимых коррективов. 4. Использование в образовательном процессе современных технологий дошкольного образования. 5. Расширения спектра платных дополнительных образовательных услуг в области развития творческого потенциала дошкольников и их позитивной социализации. 6. Внедрение в практику детского сада новых образовательных услуг. |
1. Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в основную общеобразовательную программу МАДОУ № 232. 2. Выявление и транслирование на разном уровне инновационного педагогического опыта. 3. Анализ эффективности внедрения в учреждении новых моделей участников воспитательно – образовательного процесса, системы планирования и управления ДОУ. 4. Отслеживание эффективности внедрения в практику работы новых форм дошкольного образования. 5. Определение перспективных направлений деятельности ДОУ по повышению профессионального уровня сотрудников ДОУ. 6. Анализ преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе. |
«Юный патриот России»
|
1. Признание каждого ребенка как высшей социальной ценности общества. 2. Формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. 3.Приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности, потребности и необходимости учиться. 4. Создание условий в ДОУ для реализации патриотического и духовного воспитания детей. |
1. Совершенствование структуры и внедрение в практику работы ДОУ индивидуальных, дифференцированных программ в рамках проекта «Юный патриот России». 2. Распространения положительного опыта в данной области воспитания дошкольников. 3. Разработка и реализация комплексной программы «Юный патриот России». 5. Реализация системы мероприятий, направленных на патриотическое воспитание. 6. Разработка совместных планов работы с учреждениями культуры, здравоохранения, образования, спорта. |
1. Комплексная оценка эффективности патриотического, нравственного и духовного воспитания дошкольников. 2. Транслирование опыта работы. 4. Анализ реализации проектов по патриотическому, духовному воспитанию. |
«Литературная гостиная»
|
1.Приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности. 2.Воспитание радостной потребности и необходимости учиться. 3. Программа дополнительного образования «Литературная гостинная». Создание условий для реализации программы. 4. Обеспечение речевого развития дошкольников.
|
1.Совершенствование структуры и внедрение в практику работы ДОУ индивидуальных, дифференцированных программ в рамках проекта «Литературная гостинная». 2. Распространения инновационного опыта в данной области воспитания дошкольников. 3. Разработка мониторинга реализация программы дополнительного образования «Литературная гостинная». 4. Совместная работа с учреждениями культуры. 5. Реализация системы мероприятий, направленных на художественно – эстетическое воспитание, развитие речевой культуры дошкольников. |
1. Комплексная оценка эффективности работы по приобщению детей к основам духовной культуры, интеллигентности; по обеспечению речевого развития. 2. Транслирование опыта работы. 3. Анализ реализации проектов, отчетных мероприятий направленных на художественно – эстетическое воспитание и развитие речевой культуры дошкольников.
|
«Творческая мастерская»
|
1.Создание благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольников. 2.Становления индивидуального стиля воспитанника деятельности и саморазвития им своего таланта. 3.Поддержка экспериментально – поисковой деятельности всех участников воспитательно – образовательного процесса. 4.Возможность, через создания детских спектаклей, приобретения опыта положительной социализации. |
1.Совершенствование структуры и внедрение в практику работы ДОУ индивидуальных, дифференцированных программ в рамках проекта «Творческая мастерская». 2. Разработка и реализация программы дополнительного образования «Творческая мастеррская». 3. Разработка совместных планов работы с учреждениями культуры, образования. 4. Реализация системы мероприятий, направленных на возможность становления индивидуального стиля деятельности и саморазвития дошкольников, приобретения опыта положительной социализации. 5. Реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности и проектной культуры педагогов. 6. Организация работы мобильных объединений педагогов, родителей, представителей социума в рамках проекта «Творческая мастерская». 7. Обеспечение научного сопровождения исследовательской и проектной деятельности педагогов. |
1. Комплексная оценка эффективности работы по созданию условий для творчества педагогов и воспитанников, 2. Мониторинг экспериментально – поисковой деятельности всех участников воспитательно – образовательного процесса. 3. Транслирование опыта работы. 4. Разработка, реализация проектов направленных на выявление одаренности каждого ребенка, и развитие способности применения своих талантов в процессе социализации. 5. Мониторинг работы «Творческой мастерской» |
«ДОБРЫЕ РУКИ» |
1.Расширение социальных связей и социального партнерства ДОУ. 2.Поиск источников дополнительного финансирования, разработка стратегий по привлечению спонсорских средств. 3.Увеличение доли внебюджетных поступлений в общем объеме финансирования дошкольного учреждения. 4.Организация предметно – развивающей среды, в соответствии с требованиями ФГОС. 5.Обеспечение, реализацию творческих и социальных проектов. 6. Спонсорская и благотворительная помощь, долевое участие предприятий в содержании ДОУ. 7. Создание условий для использования ИКТ в процессе управления и функционирования детского сада. |
1.Разработка и реализация совместных с общественными организациями и родителями проектов. 2. Повышение престижа ДОУ: налаживание связей со СМИ (публикации, репортажи), полиграфическими организациями (буклеты, листовки), сетью Интернет (модернизация сайта ДОУ). 3. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды и материально-технической базы детского сада за счет многоканальных источников финансирования.
|
1. Обобщение опыта управления учреждением в проектном режиме. 2. Оценка эффективности деятельности МАДОУ № 232. Мониторинг имиджа и престижности ДОУ. 3. Анализ реализации проекта «Добрые руки» транслирование инновационного опыта семейного воспитания и установления связей с социумом. 4. Анализ эффективности внедрения новых информационных технологий. 5. Анализ организации предметно-развивающей среды детского сада. 6. Оценка состояния работы с родителями и создание условий для ее развития. 7. Анализ актуального состояния и перспектив для совершенствования финансово-экономической модели учреждения.
|